Если диабет у школьника: что должны знать родители

13 вещей, которые должны знать УЧИТЕЛЯ о диабете 1 типа!

Если диабет у школьника: что должны знать родители

Учитель – очень важная фигура для учеников. Он видит их целый день, замечает любые их изменения и проблемы.

Для родителей это очень важно, поскольку именно учитель может обнаружить важные моменты в жизни ребенка.

Диабет 1 типа – состояние, признаки которого учитель часто может наблюдать в классе, поэтому важно знать, на что обратить внимание: от опасных симптомов до размещения ребенка в классной комнате.

  • Людмила Панчук, редактор
  • access_time

1. Диабет 1 типа является аутоиммунным заболеванием

Он не связан с образом жизни или действиями ребенка или родителей. В норме поджелудочная железа вырабатывает инсулин – гормон, способствующий превращению глюкозы (сахара) в энергию.

У людей с диабетом 1 типа иммунная система атакует инсулин-продуцирующие клетки поджелудочной железы, в результате чего она не вырабатывает или вырабатывает очень мало инсулина. Уровень сахара в крови поднимается.

Человеку с диабетом 1 типа нужны инъекции инсулина, чтобы жить.

2. Частое мочеиспускание, жажда и голод – спутники диабета 1 типа

Учителя могут быть одними из первых, кто замечает симптомы диабета у ребенка. Ученик, который часто отпрашивается в туалет или попить, возможно, не просто хочет выйти из класса – у него может быть диабет. Если вы заметили что-нибудь необычное, сообщите об этом родителям или школьной медсестре.

3. Детям с диабетом целый день нужно кушать

Диабетики поддерживают нормальный уровень сахара с помощью баланса между количеством еды и инъекциями инсулина.

Прием пищи и введение инсулина расписаны по часам, и если что-нибудь из этого пропустить, может развиться гипергликемия (высокий уровень сахара в крови) или гипогликемия (низкий уровень сахара).

Ребенку с диабетом может потребоваться до- или послеобеденный перекус для поддержания стабильного уровня сахара. Также им необходим быстрый доступ к быстрым сахарам (конфете) при падении уровня сахара. Поэтому деткам-диабетикам разрешается перекусывать в классе.

4. Сладкие перекусы не запрещены

Сбалансированное и сытное питание крайне важно для контроля уровня сахара, но это не значит, что детям с диабетом нельзя кушать тортики и печенья.

Если все правильно спланировать с родительской помощью, можно съесть сладкое угощение. Пока ребенок получает нужное количество инсулина, ему можно все то, что едят сверстники.

Не нужно выводить маленького диабетика из классной сладкой вечеринки, это ранит его чувства, а не улучшит состояние.

5. Деткам можно носить с собой все нужные приспособления для диагностики и лечения

Некоторые инсулиновые помпы выглядят и звучат как мобильные телефоны, а некоторые люди используют смартфон для контроля уровня сахара и работы инсулиновой помпы.

Ознакомьтесь с оборудованием диабетиков и позволяйте детям проводить все необходимые им манипуляции.

Если пропустить какую-нибудь процедуру, это может быть опасно, а также испортит отношения как между учеником и учителем, так и между учителем и родителями.

6. Высокий или низкий уровень сахара может сказываться на поведении и познавательной функции

Дети, у которых изменяется уровень сахара, могут выглядеть агрессивными и упрямыми. Если вы заметили изменения в поведении ученика, нехарактерные для его личности, подумайте о необходимости проверки уровня сахара в крови.

7. Гипо- и гипергликемия требуют безотлагательных действий

Слишком высокий или низкий уровень сахара являются неотложным медицинским состоянием. Без соответствующего лечения оно может быстро привести к катастрофическим последствиям.

Любой ученик с диабетом должен иметь при себе набор средств для лечения таких состояний, а медсестра должна контролировать его наличие.

В начале учебного года или в момент, когда учитель узнает, что у его ученика диабет, нужно изучить план действий на случай возникновения подобной ситуации.

8. Кто-то должен отвести ученика к медсестре в случае снижения уровня сахара в крови

Когда уровень сахара падает, человек не способен ясно мыслить. Были случаи, когда ученика отправили в медпункт, а он повернул не в ту сторону и заблудился.

9. Детям с диабетом нужны особенные условия обучения

Диабет считается инвалидизирующим заболеванием, поэтому ученику с диабетом создаются специальные условия в процессе обучения. Среди них разрешение на прием пищи во время уроков, а также возможность покинуть классную комнату при необходимости. Также сюда входит возможность переносить контрольные при снижении или повышении уровня сахара (это влияет на мышление).

10. Диабет 1 типа – непредсказуемое заболевание

Каждый организм индивидуален. Даже если диабетик следует плану лечения, существует возможность того, что он проснется с низким уровнем сахара. Такие неожиданности ложатся эмоциональным, физическим и финансовым бременем на всю семью. Нужно знать, что возможны непредсказуемые ситуации, и с пониманием относиться к пропускам и не выполненным домашним заданиям.

11. Сочувствие и понимание имеют большое значение

К ученикам с диабетом нужно относиться не только требовательно, но и с толикой милосердия. Диабет не дает возможности полностью контролировать жизнь, поэтому никогда нельзя давать ребенку с диабетом понять, что болезнь влияет еще и на его успехи в школе.

12. Стресс, болезни, физические нагрузки и переживания влияют на уровень сахара

Стресс и болезни вызывают стремительное повышение уровня сахара. Физическая активности приводит к его понижению. Волнения могут как повышать, так и снижать его в зависимости от обстоятельств и самого ребенка.

Если день в школе прошел необычно, нужно следить за учеником внимательнее – сонливость, раздражительность, потливость и растерянность – все это повод ободрить и успокоить ребенка, чтобы он смог проверить и скорректировать уровень сахара.

13. Ученик имеет право на конфиденциальность личной информации

Некоторым детям не хочется, чтобы об их диабете знал кто-нибудь другой, и это их право. Учитель не имеет права рассказывать об этом посторонним лицам, если ученик и его родители не дали на это разрешения. Исключением является медицинский персонал, которому необходимо знать о состоянии ученика.

Источник: https://xn--80aa4apjd3a.com/aktual-no/13-veshej-kotorye-dolzhny-znat-uchitelya-o-diabete-1-tipa-10318713.html

Памятка для преподавателей школьных и дошкольных учебных заведений, которые посещают дети с диагнозом сахарный диабет

Если диабет у школьника: что должны знать родители
\ Для диабетика \ Памятка для преподавателей школьных и дошкольных учебных заведений, которые посещают дети с диагнозом сахарный диабет

«Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет в школе и детском саду»

Памятка рекомендована учителям (воспитателям), работающим в школьных и дошкольных учебных заведениях, которые посещают дети и подростки с диагнозом сахарный диабет.

 ЧТО ТАКОЕ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ?

Наиболее часто встречающейся формой сахарного диабета у детей является сахарный диабет 1 типа, в основе которого лежит абсолютная инсулиновая недостаточность, то есть количество инсулина вырабатываемого поджелудочной железой не может обеспечить адекватный уровень гликемии в течение дня.

В норме уровень гликемии (сахара крови) колеблется от 3,3 до 5,5 ммоль/л. При обнаружении уровня сахара в крови более 5,6 ммоль/л следует обратиться к врачу для обследования на предмет нарушений углеводного обмена.

Заболевание встречается у детей любого возраста. К сожалению, в настоящее время нельзя выделить какие-либо патологические факторы, действие которых непосредственно приводит к развитию данного заболевания.

К наиболее часто встречаемым можно отнести генетическую предрасположенность, перенесенные инфекционные заболевания (вирусной этиологии), стрессовые ситуации.

Дети (подростки) с диагнозом сахарный диабет, нуждаются в ежедневных инъекциях инсулина и замерах сахара в крови.

Основная нагрузка по возвращению ребенка(подростка) с диагнозом сахарный диабет к нормальной жизни ложится на родителей и близких родственников. А также важное место занимает школа и детский сад. Школьный учитель, классный руководитель, воспитатель в детском саду должен иметь необходимую информацию об этом заболевании.

Даже учащимся старших классов школы (подросткам) необходим контроль со стороны педагога.

КРИТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ПРИ ДИАБЕТЕ:

ГИПОГЛИКЕМИЯ

 Этот термин используют для выражения симптомов, развивающихся при значительном понижении уровня сахара крови.

Гипогликемия может развиться в том случае, если ребенок (подросток):

– сделал себе инъекцию инсулина, выбрав неправильную дозу (слишком большую) или после физической нагрузки;

– пропустил или отложил на позднее время прием пищи или поел слишком мало;

НЕОБХОДИМО

Чтобы учитель (воспитатель) смог распознать признаки гипогликемии и срочно принять необходимые меры. Так как дети в раннем возрасте, плохо чувствуют признаки гипогликемии, что может привести к тяжелым последствиям.

Симптомы гипогликемии:

  • чувство слабости;
  •  повышенные нервозность, волнение, агрессивность;
  •  сильная потливость;
  •  тошнота;
  • плаксивость;
  • ухудшение зрения и слуха, нарушение координации движений;
  • дрожание рук и озноб;
  • возможная потеря сознания.

Проблема состоит в том, чтобы ребенок (подросток) не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно сделать.

 Достать из портфеля (сумки), вне зависимости от того, где он находится (урок, контрольная или экзамен и т.д), выпить сладкий фруктовый сок примерно 100 гр., стакан сладкого чая или компота, съесть конфету (карамельку), или принять 3 таблетки глюкозы или декстрозы.

 Действия учителя (воспитателя):

При первых симптомах гипогликемии разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное.

При этих действиях состояние гипогликемии может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел (печенье, бутерброд, яблоко и т.д.). Можно разрешить ученику выйти из класса и поесть в школьной столовой, но обязательно отправить его с сопровождающим.

Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой, гипогликемия обычно проходит буквально через 10-15 минут. Далее нужно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета, чтобы он проконтролировал дальнейшее состояние ребенка (подростка) на уровень гликемии.

Если это произошло с ребенком в дошкольном учреждении необходимо выполнить те же вышеперечисленные требования, обязательно вызвать медицинского работника из медицинского кабинета и сообщить родителям.

Если же ребенок потерял сознание, требуется немедленно вызвать “скорую помощь”. Не надо пытаться влить ребенку, находящемуся без сознания, сок или иную жидкость – он может захлебнуться.

Гипогликемия – единственное тяжелое состояние, которое можно отнести к критическим и с которым учитель (воспитатель) может столкнуться на уроке (занятиях) и других мероприятиях.

Учитель (воспитатель) должен знать, как важно ребенку (подростку) с диагнозом сахарный диабет вовремя поесть и что может случиться, если не дать ему возможности выполнить все необходимое.

Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитации ребенка с диабетом.

Она имеет два аспекта: как правильно подготовить класс и объяснить, что ребенок имеет диагноз сахарный диабет (почему он должен есть по времени; что такое гипогликемия; как помочь ему в критической ситуации и т.д.) и как помочь ребенку вернуться в класс после установления диагноза.

 Здесь много сложностей – не всегда родители больного ребенка хотят, чтобы в классе знали о диабете: опасаются (и часто не без основания), что ребенка будут дразнить.

Как поступить в этом случае классному руководителю? Прежде всего, следует все-таки наладить контакт с родителями в решении этого вопроса, так как удержать в тайне наличие заболевания невозможно.

Дети в детском саду и в начальной школе внешне меньше переживают, что они чем-то отличаются от других детей. Им просто нужно напоминать о времени еды, замерах сахара и инъекции инсулина.

Бывают дети, которые боятся насмешек товарищей; стесняются кушать на перемене; при низком уровне сахара в крови на уроке, постесняются вынуть сок из портфеля и выпить его; лишний раз не поднимут руку, отпроситься в туалет и т.д.

Сложности определенного плана существуют и у детей старшего возраста. Они могут уже самостоятельно делать инъекции инсулина, измерять уровень сахара в крови, следить за временем приема пищи. Однако, психологически этот возраст, с учетом заболевания, является очень сложным.

Подростки в этом возрасте осознают болезнь как причину, ограничивающую их жизнедеятельность во многом: в выборе профессии – не все они доступны людям с диабетом; в необходимости делать уколы, ограничивать себя в еде, соблюдать режим, осуществлять самоконтроль и т.д.

 Поэтому для них характерно состояние стресса, депрессии, неуверенности в своих силах. А если еще в силу тяжелого течения заболевания ребенок остается в одиночестве, не входит ни в одну классную группу, не имеет друзей, ему приходится совсем тяжело.

 ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ САХАРА КРОВИ у ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет, не так страшен, как гипогликемия, но также требует особого внимания. Обычно высокий уровень сахара крови “набирается” не сразу, а в течение нескольких дней, если только ребенок не нарушил резко режим, съев сразу много сладкого.

Причины повышения уровня сахара крови бывают разные:

малое количество инсулина – неправильно подобранная его доза;

любой стресс, заболевание и т.п.

При этом ребенок много пьет и часто мочится, а, следовательно, может в течение урока или нескольких уроков отпрашиваться в туалет.

Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, не раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников.

Обычно родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достаточно просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти.

Если же учитель совершит ошибку, заметив: “Я же тебя отпускал в туалет на прошлом уроке!”, это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Известны случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насмешек, попадали в неловкую ситуацию.

Если ребенок участвует в спортивных соревнованиях или других мероприятиях, следует чаще обращать на него внимание.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет всегда должен иметь в легкодоступном месте при себе глюкозу (сок, средство от гипогликемии), особенно в классе, во время спортивных со­ревнований, занятий физкультурой, во время игр и экскурсии.

 2.  Если Вы являетесь классным руководителем или воспитателем, убеди­тесь в том, что другие учителя (воспитатели) знают о заболевании вашего воспитанника, постарайтесь сделать так, чтобы к нему правильно относились взрослые и сверстники.

 3.   Если ребенок, имеющий диагноз сахарный диабет, говорит Вам, что плохо себя чувствует, никогда не отправляйте его одного в медицинский кабинет или домой – только с сопровождающим.

 4.    Никогда не задерживайте ребенка с диагнозом сахарный диабет в школе после занятий в то время, когда ему нужно сделать укол, замерить уровень сахара в крови и пообедать.

 5.    Ребенок (подросток), имеющий диагноз сахарный диабет, даже в малом возрасте, знает многое о своей болезни и осо­бенностях ее проявления. Поэтому, если такой ребе­нок обращается к Вам и говорит, что он чувствует себя плохо, пожалуйста, прислу­шайтесь к нему и примите правильное решение.

 6.   Дети (подростки), имеющие диагноз сахарный диабет не должны стать объектом осо­бого внимания. Они должны в равной мере вы­полнять все школьные правила, как и другие дети (подростки). С той лишь разницей, что в рамках их заболевания они требуют дополнительной заботы.

 7. Чтобы дети (подростки) с диагнозом сахарный диабе­т чувствовали себя уверенно на мероприятиях, проводимых в школе и детском саду они должны принимать участие в них. Это требует дополнительного внимания со стороны воспитателей и преподавателей.

На мероприятие (экскурсию), можно при­гласить родителей (родственников) ребенка, которые смогут проконтролировать своего ребенка (подростка) с диагнозом сахарный диабет.

Источник: http://diabet-spb.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-uchiteley-shkoly-gde-uchatsya-deti-s-saharnym-diabetom/

7 главных вопросов о сахарном диабете у детей

Если диабет у школьника: что должны знать родители

Согласно официальной статистике, в России около 40 тысяч детей живут с сахарным диабетом. 14 ноября — Всемирный день борьбы с этим заболеванием. Вместе с экспертами благотворительной программы помощи детям с эндокринными заболеваниями «Альфа-Эндо» рассказываем, может ли ребёнок с диабетом ходить в школу, есть в столовой и заниматься спортом.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Каким бывает диабет? Он есть только у детей с лишним весом?

Он бывает двух типов: при диабете 1-го типа организм не вырабатывает достаточное количество инсулина и его нужно получать извне, при диабете 2-го типа его достаточно, но организм не усваивает инсулин.

У детей чаще всего встречается диабет 1-го типа, его ещё называют инсулинозависимым. Вылечить его невозможно, поэтому нужно на протяжении всей жизни контролировать уровень сахара в крови и делать инъекции инсулина.

Причины возникновения сахарного диабета 1-го типа неизвестны. Заболевание может развиться и при нормальном весе, если у ребёнка есть генетическая предрасположенность. Если не выполнять медицинские рекомендации, больные сахарным диабетом могут потерять зрение, возникнет риск ампутации конечностей. Но при должном контроле заболевания люди живут полноценной жизнью.

Ребёнок с диабетом может ходить в школу?

Ребенок с диабетом может учиться в школе, заниматься спортом, музыкой, а его одноклассники даже не заметят, что он болеет. И тем не менее учителю важно знать, что в его классе есть ребёнок с диабетом, и важно правильно рассказать об этом другим детям.

Дети зачастую проводят в школе больше времени, чем дома, с родителями, поэтому важно, чтобы учитель умел вовремя заподозрить признаки диабета. Своевременная диагностика облегчает ход болезни и снижает риски осложнений. Следует обратить внимание, если ребёнок много пьет и часто отпрашивается в туалет.

Исследование Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере и фонда «Быть вместе» показало, что свыше 40% родителей узнали о том, что их ребёнок болен сахарным диабетом, только ​после его экстренной госпитализации. Ещё почти 36% — случайно, когда обратились к врачу с жалобами на потерю веса, повышенную утомляемость, тошноту.

Нужно ли говорить одноклассникам, что у ребёнка диабет?

Специально устраивать мероприятие, чтобы рассказать детям, что у их одноклассника диабет, конечно, не нужно, говорит заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Нина Середенко. Однако лучше, чтобы дети знали о диагнозе. Тогда они будут меньше реагировать на то, что у их одноклассника всегда есть с собой шприц или помпа.

Случается, что ребёнку с диабетом во время урока требуется чем-то перекусить, и это тоже может вызывать раздражение. Но если дети знают, что у одноклассника есть такая особенность здоровья и она требует нарушения общепринятых правил, им гораздо проще не обращать на это внимание.

«В любом случае семья решает, готова ли она раскрыть болезнь ребёнка, но с психологической точки зрения чем меньше тайн, тем лучше, — говорит Середенко. — Есть урок ОБЖ, где можно рассказать, как безопасно жить с диабетом.

То есть принцип такой: не нужно делать это нарочито, специально и подчёркнуто. Это некая особенность жизни, но она не должна привлекать чрезмерное внимание и подчинять себе привычный уклад жизни класса.

Это должно органично вписываться в повседневную жизнь».

Что нужно знать учителю, если в его классе есть такой ученик?

Родителям ребёнка с диабетом и его классному руководителю следует обсудить, как выполнять медицинские рекомендации в школе: как и где ребёнок будет получать инъекции инсулина (младшему школьнику на первых порах потребуется помощь) и измерять глюкозу крови; как организовать перекусы, чтобы она не снизилась резко. Учитель может попросить у родителей краткую брошюру с ответами на наиболее важные вопросы. Такое пособие разработали российские специалисты в области сахарного диабета у детей. Его можно найти на сайте Российской диабетической ассоциации.

Когда уровень сахара в крови значительно снижается, у больного диабетом наступает гипогликемия. Распознать приступ можно по таким симптомам: бледность кожи, повышенная потливость, дрожание рук, слабость. Нервозность или агрессивность, волнение, плаксивость, ухудшение зрения, нарушение координации движений также могут быть признаками гипогликемии.

Лёгкий приступ гипогликемии можно снять довольно быстро, если ребёнок вовремя выпьет сладкий сок, съест несколько кусочков сахара или примет таблетки глюкозы. Обычно всё это есть у него в портфеле, учителю нужно только помочь ему сориентироваться и разрешить сделать это сразу, даже если идёт урок. Если ребёнок потерял сознание, нужно вызвать скорую помощь.

Три правила общения с ребёнком с диабетом

  • Когда уровень сахара в крови повышается, ребёнок много пьёт и часто отпрашивается в туалет. Нужно относиться с пониманием к его потребностям и не акцентировать на этом внимание класса.
  • Если ребёнок с диабетом плохо себя чувствует, ни в коем случае не оставляйте его одного: он может потерять сознание. Отправьте его с сопровождающим в медицинский кабинет или домой, убедитесь, что дома его кто-то ждёт. Если это младший школьник, можно позвонить его родителям.
  • Ребёнок с диабетом должен делать инъекции инсулина и перекусывать несколько раз в день в определённое время. Разрешайте ему делать это даже во время уроков и экзаменов, не задерживайте его, чтобы он не пропустил приём пищи.

Поведение ребёнка с диабетом ничем не отличается от поведения здорового ребёнка или того, кто болен другим хроническим заболеванием, поэтому специальную стратегию в общении с ним выбирать не нужно.

Такие дети часто больше времени уделяют урокам, чтению и таким внеклассным кружкам, как рисование. Они, как правило, хорошо социализированы, и у них нет проблем с успеваемостью.

Физические упражнения заставляют организм сжигать сахар быстрее, что способствует более быстрому снижению уровня сахара в крови. Поэтому перед уроком физкультуры дети с диабетом обязательно должны проконтролировать сахар крови и поесть.

Ребёнок с диабетом может и должен участвовать в жизни класса. Часто учителю проще запретить ему ходить в походы или на экскурсии, но в таком случае он будет ощущать себя ненужным, а психологически комфортная среда — один из важных факторов хорошего самочувствия в случае хронической болезни.

На самом деле, участие ребёнка с диабетом во внеклассной жизни не требует от учителя множества усилий. Достаточно пригласить в поход или на экскурсию кого-то из его родителей, чтобы он контролировал состояние ребёнка.

Если это недолгая экскурсия в музей или футбольный матч после уроков, можно справиться и без помощи мамы или папы.

Но важно убедиться, что у ребёнка есть с собой еда для перекусов, сахар или сладкий напиток на случай гипогликемии.

В целом важно, чтобы учитель знал про диагноз и немного разбирался в особенностях заболевания. Тогда он сможет заметить ухудшение состояния ребёнка и помочь ему.

А с диабетом можно есть в школьной столовой?

Обычный рацион школьника почти не отличается от того, которого придерживается ребёнок с диабетом.

В столовой он может есть всё, кроме продуктов, содержащих чистый сахар: например, компот лучше заменить на несладкий чай.

В зависимости от пищи, которую предстоит съесть, ребёнок и/или его родители определяют необходимую дозу инсулина. Сейчас есть возможность узнать меню питания в школе заранее.

Нужно ли ребёнку с диабетом ходить к психологу?

Иногда подростки драматично воспринимают своё состояние. Если у него есть хроническое заболевание (причём неважно, диабет это, порок сердца или бронхиальная астма), он часто списывают все свои неудачи на болезнь, объясняет Нина Середенко.

«Отправлять ли ребёнка к психологу — это дело родителей. Они отвечают за контроль здоровья и определяют стратегию воспитания. Но если учитель заметил какие-то изменения в его психологическом состоянии, особенно если это касается непосредственно учебного процесса, ему следует сообщить об этом родителям и, может быть, рекомендовать консультацию психолога».

Родители ребёнка с диабетом в каком-то смысле особые родители. Когда в семье есть хронически больной ребёнок и заболевание его требует значительного контроля, стресс испытывают все её члены.

Психологи работают с родителями детей с диабетом в разных направлениях: как улучшить психологическое благополучие семьи, повысить уверенность в собственных силах и уменьшить чрезмерную тревогу, как не потерять связь с ребёнком, особенно когда он достигает подросткового возраста, как помочь ему социализироваться.

«Вообще, очень тяжело принять болезнь своего ребёнка, особенно болезнь неизлечимую. В целом родители хронически больных детей — это люди с особым складом и специфическим межличностным общением.

Они очень ранимы, они уже травмированы, и поэтому даже какие-то незначительные раздражители могут вызывать у них чрезмерно острую реакцию. Но нужно учитывать, что они ежедневно переживают со своим ребёнком.

Это требует уважения и понимания», — заключает Нина Середенко.

Помощь психолога при диабете нельзя недооценивать. Ребёнку, если он подготовлен морально, легче принять и контролировать болезнь. Программа «Альфа-Эндо» подготовила специалистов в более чем 20 регионах России, их помощь можно получить бесплатно.

В Москве консультацию психологов можно получить в Эндокринологическом научном центре и в отделениях Городского психолого-педагогического центра, которые есть в каждом округе. Специалисты центра прошли специальное обучение, они знают психологические особенности пациентов с диабетом и работают не только с детьми, но со всеми членами семьи, включая здоровых сиблингов.

Большую помощь могут оказать семьи, которые уже приняли диагноз своего ребёнка и научились с ним жить. В Москве работает проект волонтёрской поддержки «Равный равному», куда можно обращаться за помощью.

Источник: https://mel.fm/zdorovye/638915-diabetes

Если диабет у школьника: что должны знать родители

Если диабет у школьника: что должны знать родители

Число детей, школьного возраста с установленным и подтвержденным диагнозом сахарный диабет неумолимо возрастает. Ребенок-диабетик не имеет отличий от сверстников, потому имеет право посещать школу и находиться в коллективе.

Школьник с диабетом требует особенного отношения со стороны учителей и медработников школы, потому родители должны оповестить преподавательский состав о болезни ребенка сразу после подтверждения диагноза. Сложности, с которыми могут столкнуться родители и учителя ребенка, а также вопросы, возникающие у школьника-диабетика, рассмотрены далее.

Как научить школьника жить с СД.

Характерные симптомы

Характерные признаки заболевания.

Сахарный диабет у детей развивается постепенно:

  • у ребенка имеется генетическая предрасположенность к развитию недуга;
  • происходит поражение тканей поджелудочной, но выявить их возможно лишь при условии использования специальных методик;
  • проявляются первые симптомы патологии, диагноз СД у ребенка может быть определен при помощи простых тестов.

Стоит помнить о том, что при условии своевременной терапии при проявлении первых симптомов болезни прогноз для пациента довольно хороший. В случае если терапевтическое воздействие отсутствует, болезнь стремительно прогрессирует, патология отличается тяжелым течением.

На начальной стадии развития болезни показатели сахара повышаются только после нагрузок. В запущенных случаях отметки возрастают натощак и в утреннее время. Это становиться причиной нарушения многих обменных процессов.

В организме образуется ацетон, недоокисленные продукты распада оказывают патогенное действие на нервную систему ребенка. Малыш может столкнуться с различными заболеваниями сердца и сосудов.

Причины развития болезни.

К перечню симптомов, характерных для развития патологии у ребенка относят следующие:

  • сильная жажда;
  • частое мочеиспускание;
  • сухость слизистых оболочек;
  • снижение массы тела;
  • понижение качества зрения;
  • сильная утомляемость;
  • ломкость костей;
  • снижение протекционных свойств иммунитета;
  • запах ацетона;
  • сонливость;
  • постоянные головные боли;
  • тошнота и рвотные позывы.

Запах ацетона из ротовой полости.

Если игнорировать подобные проявления в течении продолжительного времени возможно резкое ухудшение состояния ребенка. Дети с подобной проблемой часто поступают в реанимационные отделения с нарушениями работы сердца, болями в грудной клетке, и снижением кровяного давления.

Как жить с диагнозом?

Как научить ребенка жить с диагнозом?

У детей диагностируют сахарный диабет первого типа, отличающийся способностью резко прогрессировать. Заболевание требует изменения привычного ритма жизни. Пациенту показана инсулинотерапия и нормализация жизненного ритма, подразумевающая соблюдение специального диетического плана в комплексе с физическими нагрузками.

Проблема развития сахарного диабета у ребенка школьника в большинстве случаях имеет психологический характер.

Важно! Родители должны остановить свое внимание на необходимости личного общения с руководством школы и в частности преподавателем физкультуры. Спорт и активные игры пойдут на пользу.

Если ребенок до болезни занимался каким-либо видом спорта, в полной мере отказываться от занятий не следует. Физическая активность поможет поддержать состояние ребенка на нужном уровне.

Мать или отец должны объяснить тренеру, что прежние нагрузки недопустимы и возвращаться, к ним нужно постепенно.

Стоит помнить, что спорт – это жизнь. Физическая активность помогает мыслить позитивно, что дает ребенку шанс на высокую компенсацию. Тем не менее, заключение о возможности регулярной физической активности сможет дать врач.

Безопасность

Что должен знать ребенок.

О правилах безопасности стоит разговаривать непосредственно с ребенком:

  • С основами оказания помощи ребенку при гипогликемии стоит ознакомить классного руководителя. О том, что в случае чего ему помогут должен знать и сам ребенок – он не должен считать школу небезопасным местом.
  • У ребенка с собой должны быть продукты повышающие сахар в крови. Это могут быть несколько кусочков сахара рафинада или фруктовый сок.
  • Как правило, гипогликемия проявляется четкими симптомами, которые достаточно просто может идентифицировать ребенок с сахарным диабетом.
  • Родители должны обсудить с учителями вопрос о том, что ребенок может покидать класс во время занятий. Это может быть необходимым для проведения измерения сахара, срочного перекуса или введения дозы инсулина. Недопустимо проведение таких мероприятий в присутствии сверстников, детское общество достаточно жестоко и малыш не должен ощущать себя не таким как все.
  • Стеснительным детям стоит объяснить, что учитель не накажет его, если от покинет класс.

в этой статье ознакомит родителей с рекомендациями психолога по воспитанию «сахарного ребенка».

Обед

Питание в школьной столовой не всегда допустимо.

Организованное питание в школьной столовой не всегда приемлемо для ребенка диабетика. Стоит постараться договориться о приготовление отдельно диетических блюд. В случае если такой способ не приемлем, стоит давать ребенку с собой перекус.

Часто детям необходим дополнительный завтрак, который можно потребить на перемене. В качестве такой пищи может выступать бутерброд, сухофрукты или даже яблоко. В запасе должны быть продукты питания, на случай ошибочного превышения дозы инсулина или чрезмерной физической активности.

Свод основных правил

Родители должны поговорить с классным руководителем и учительским составом, сообщив о недуге ребенка.

Перечень основных правил, контролирующих режим школьника при сахарном диабете достаточно объемный. Основная задача родителей деликатно сообщить о болезни ребенка классному руководителю и руководству школы, потому что помощь от них также требуется.

Инструкция, обеспечивающая безопасное посещение школы ребенком представлена в следующем виде:

Правила посещения школьных занятийПравилоХарактеризующее фотоСобирая ребенка в школу, мать должна проверять запас глюкозы в доступном месте. Это может быть карман в сумке или какой-либо небольшой отдел в портфеле, который всегда малыш держит при себе.

Ребенок должен иметь при себе запас глюкозы.

Родители должны поговорить с классным руководителем и попросить аккуратно сообщить о заболевании одноклассника сверстникам. Так будет проще обеспечивать контроль.

Беседа с педагогом.

Важно научить ребенка просить о помощи. В моменты плохого самочувствия он должен обращаться в медицинский кабинет. Ребенка должны отправить домой только с сопровождающим.

О плохом самочувствии ребенок должен сообщать учителю.

Учителя должны помнить о том, что школьник с диабетом после занятий должен сразу отправляться домой и задерживать его в стенах учебного заведения не следует. Ребенок должен иметь возможность вовремя пообедать и сделать укол.

Ребенка не должны задерживать после занятий.

Не следует настаивать на необходимости особенного отношения к ребенку диабетику. Школьник должен расти в привычной для всех детей школьной среде и какие-либо поблажки в отношении изучения материала учебной программы ему не требуются.

Поблажки в отношении учебы не требуются.

Ребенок должен научиться контролировать свое заболевание и управлять им. малыш должен внимательно изучить правила поведения при гипогликемии.

Самоконтроль.

Цена несоблюдения перечисленных правил – довольно высока.

В некоторых школах медицинские работники присутствуют в течение всего дня. В таком случае сотрудник может прийти на помощь родителям ребенка с особенностью. Мать должна предоставить дубликат истории болезни. Специалист сможет контролировать процесс введения инъекции и оказать необходимую помощь.

Внимание родителей также стоит остановить на психологическом аспекте проблемы. Не следует настраивать ребенка на то, что он больной и чем-то отличается от сверстников.

Ребенку нужно объяснить, что если он чувствует себя хорошо, он может прогуляться с ребятами после школы, но не долго потому как нужно соблюдать режим и вовремя делать инъекции инсулина. От них зависит его здоровье. Не следует вводить жизнь малыша в определенные рамки – они могут стать причиной серьезных жизненных неудач.

Вопросы специалисту

Мелихова Анжела, 38 лет, г. ИркутскЗдравствуйте. Моему сыну 10 лет, поздний ребенок, так как я сама диабетик и долго не могла забеременеть.  Два года назад от меня ушел муж, для ребенка разрыв наших отношений стал серьезным стрессом.

Год назад я почувствовала от ребенка изо рта запах ацетона, мы обратились к врачу и после обследования выяснили, что и у Алеши этот диагноз.

Скажите, что стало провоцирующим фактором?

В настоящее время еще больше меня волнует такой вопрос, можно ли оформить ребенка на домашнее обучение, я за него волнуюсь… Он же болен, как он окажет себе помощь?  Спасибо за ответ.

Добрый день, Анжела. Вы хорошая мать, и очень сильно волнуетесь за своего ребенка, но хочу сразу сообщить Вам о том, что инициатива в переводе ребенка на домашнее обучение – бессмысленная. Диабет в настоящее время, к сожалению, не лечиться, вы как человек с таким диагнозом должны владеть подобной информацией.

Домашние обучение в школе может стать причиной нарушения контакта ребенка с социумом, ему будет сложнее общаться с ровесниками и педагогами в ВУЗе, а в последствии и на рабочем месте.

По поводу того кто виноват в том что у ребенка СД.

если рассматривать такую проблему с медицинской точки зрения: генетика – предрасполагающий фактор, который стал толчком для проявления диабета в результате стресса.

Можно было избежать развития болезни – не скажу, да и сейчас такая информация бессмысленная. Анжела, примите правильное решение.

Аверина Наталья Степановна, 58 лет, г. ТамбовДобрый день. Для меня диабет – настоящая проблема. У меня СД 2 типа, у дочери СД 1 типа.

Внуку 7 лет, в настоящее время все хорошо, но на выходных он был у нас в гостях, и я заметила, что он пьет активно воду, хотя раньше пил только газированные напитки, соки, в общем, все сладкое.

Скажите, если сахарного диабета пока нет, но генетическая предрасположенность имеется можно ли предотвратить болезнь? Что нужно сделать?

Добрый день, Наталья Степановна. Первое, что нужно сделать в Вашем случае – не поить ребенка газированными напитками, да и пакетированными соками, пользы от таких продуктов нет.

К тому же, обратите внимание на то, что все такие напитки содержать сахар, причем в не малых количествах.

Усиленная жажда является одним из наиболее ярких проявлений СД, обязательно отправьте внука на обследование, возможен преддиабет.

Читать далее…

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a68dbee3c50f7a91ce49a0e/5a965df64bf16176060a2e8e

Дети с диабетом в школе. Здоровье школьника

Если диабет у школьника: что должны знать родители

У ребенка обнаружен диабет. Назначена диета и терапия. Как это повлияет на его жизнь вне дома, где всегда и во всем ему гарантирована поддержка? Как будет ребенок с диабетом посещать школу?

Не стоит надеяться на то, что учителя сами, без подсказки родителей будут знать все необходимое о диабете.

Вам следует в первую очередь обязательно переговорить с директором школы, классным руководителем, а то и со всеми учителями-предметниками вашего ребенка. Особое внимание следует уделить учителю физкультуры, тренеру спортивной секции, если ваш ребенок ее посещает.

И даже в этом случае не стоит забывать, что учителя по-разному отнесутся к вашим проблемам. Они, как и все, могут что-то забыть, к чему-то отнестись невнимательно. Поэтому заранее научите ребенка заботиться о себе.

Он должен четко знать, что должен делать в той или иной ситуации.

Исходя из опыта родителей, дети которых уже благополучно закончили школу, мы сформулировали рекомендации для детей.

Ребенок-диабетик должен всегда иметь при себе несколько кусочков сахара, конфеты, сок или сладкий напиток на случай гипогликемии. Они должны быть в портфеле, карманах платья или куртки, в пальто.

В портфеле должен быть не только второй завтрак, но и еще дополнительная еда на всякий случай.

В школе должно быть место, о котором, естественно, ребенок должен знать (например, у классного руководителя, завуча, канцелярии), где бы хранился запас сладостей на тот случай, если класс, в котором остался портфель, оказался закрытым, или друзья подшутили над товарищем, спрятав портфель и т.п. Это может быть карамель, сок или компот, быстрорастворимые мед, варенье, сахар.

Ребенок должен осознать, что если у него начинаются первые признаки гипогликемии (а дети, даже самые маленькие, быстро учатся распознавать эти признаки), он должен немедленно достать и съесть что-то сладкое: конфету, сахар, булочку, печенье, выпить пакетик сока или колу. После этого обязательно съесть свой завтрак. Учитель должен помнить об этой особенности ребенка, ведь “первые звоночки” могут быть в любое время — во время контрольной, школьной линейки или урока физкультуры.

Есть очень стеснительные дети — они могут побояться сделать это на уроке, значит, вам нужно вместе с учителем убедить ребенка в том, что он не будет наказан за это.

Ребенок должен знать, что он может поднять руку во время урока и беспрепятственно выйти из класса.

Вообще вопрос о том, как пользоваться туалетом в школе, может превратиться в проблему, если вы не попробуете решить ее заранее.

Вы должны решить с классным руководителем или директором, каким образом ребенок будет обедать. Если в школьной столовой, то ее персонал должен знать, какую еду нельзя давать ребенку, например, сладкий компот следует заменить несладким чаем. И т.д.

Кроме того, нужно решить, где ребенок будет делать укол перед обедом (инъекцию инсулина) — в классе, у медсестры или в другом месте.

Следует предусмотреть случаи и обговорить их с ребенком, когда медсестра отсутствует или класс закрыт, где тогда сделать укол, где хранить шприц-ручку, кто проследит, какую дозу набрал ребенок.

Все эти случаи невозможно оставлять без присмотра, особенно если ребенок учится в младших классах.

И особенно важно знать, что делать, если он вколол не ту дозу инсулина, или забыл сделать инъекцию, или плохо поел в столовой, или дети отняли еду и т. д. Лучше, конечно, если ребенок обедает дома. Вы должны донести до педагогов, что нежелательно задерживать ребенка с сахарным диабетом в школе без особой на это надобности.

Особое внимание нужно уделить урокам физической культуры и спорта. И учитель физкультуры, и ваш школьник должны знать, что перед уроком важно поесть, во время урока или соревнований следует иметь запас сахара, сладких налитков, не пропускать после урока прием пищи. Желательно производить самоконтроль до и после физической нагрузки или соревнования.

Вы должны проговорить с ребенком все возможные ситуации, в которые он может легко попасть в школе или по дороге домой.

Вспомните себя в школе. Школьные шалости остаются такими же: также любят спрятать портфель, также могут из рук вырвать сок или фрукты, обозвать “жадиной”, если не поделишься, поинтересоваться: “Почему ты не ешь в школьной столовой”?

Если ребенок стесняется на перемене съесть бутерброд с колбасой или сыром, замените его на несколько печений или фрукты.

Если у него по какой-то причине не оказалось в нужный момент еды (закрыт в классе портфель или что-то другое), он должен иметь деньги, чтобы купить что-то в школьном буфете.

Или должен знать место в школе, где у него есть запас сока, фруктов и прочих сладостей на случай гипогликемии.

Старшеклассникам можно доверять настолько, чтобы дать запасной ключ, например, от медицинского кабинета. Кстати, во многих школах так и делают, и дети могут сделать там даже уколы, и потом пообедать в столовой, не уходя на обед домой.

Школьная медсестра, школьный врач и школьный психолог должны обязательно изучить проблемы сахарного диабета, уметь распознавать симптомы гипогликемии, уметь производить замеры сахара крови и оказывать первую медицинскую помощь.

Продумайте ситуацию возвращения из школы.

Ребенок может застрять в лифте или забудет, что ему сначала нужно поесть, и побежит на улицу вывести собаку, а время обеда пройдет. На этот случай у вас должны быть выработаны специальные правила: сначала поел, потом пошел гулять с собакой.

Потерял ключ — запасной хранится у соседей, которые всегда дома и т.п. Подумайте и проинструктируйте ребенка, к кому он может обратиться в необычной ситуации (приятели, соседи, учитель, школьная медсестра, друзья родителей и т.п.).

Поговорите о нем с родителями его приятелей.

У ребенка с сахарным диабетом всегда должна быть при себе или в портфеле карточка больного диабетом.

Вот образец.

Помогите! Я болен диабетом!

  1. Если я без сознания или мое поведение неадекватно, прошу вас срочно оказать мне помощь — мое состояние связано с болезнью.
  2. Дайте мне сладкой жидкости или кусочек сахара (он лежит у меня в левом кармане).
  3. Если после этого мне не стало лучше, убедительно прошу вас вызвать “скорую помощь”.
  4. Если я не могу глотать, прошу вас незамедлительно вызвать “скорую помощь”.
  5. Сообщите о моем состоянии моим близким. Их телефоны находятся на обратной стороне этой карточки.
    • ФИО и телефон родителей
    • ФИО и телефон врача
  6. Типы и дозы получаемого инсулина

Диабет ребенка — не повод отказаться от посещения школы, кружков и секций. Дисциплина, режим и адекватное распределение времени и нагрузок сделает его жизнь ярче, интереснее, безопаснее. И тогда диабет станет просто его особенностью, как, например, цвет волос или глаз, а не проблемой и недостатком.

Автор благодарит за консультации специалистов Центра медицинской профилактики г. Волгодонска

Источник: https://www.7ya.ru/article/Deti-s-diabetom-v-shkole/

Диабетик.Ру
Добавить комментарий